Система Orphus

Система Orphus

16. Европейская философия XI-XIV веков. Аристотелизм в европейской средневековой философии.

Начиная с X-XI веков времен великой схизмы (раскола) церковная и культурная жизнь Западной Европы начинает развиваться самобытно. В XII в. возникают университеты в Болонье, Париже, Кембридже. До этого существовали различные школы, но университеты принесли не новый уровень, а особый дух, особый порядок. До этого большинство образования получалось в монастырях, особых медицинских корпорациях и т.д. Университет же - это особая, признанная государством корпорация учащих и учащихся, занимающихся определенным родом занятий, единое сообщество, похожее на цех. В нем были доктора, магистры, бакалавры и студенты. Наиболее полная структура университетов состояла из 4-х факультетов.

Первый - подготовительный факультет искусств или философии, на котором обучались до звания магистра или бакалавра. Учили все науки, входящие в трилиум и квадрилиум (логика, грамматика, риторика, астрономия, геометрия, музыка). И три высших факультета: теологический, медицинский и права. Исторически, первыми возникли факультеты права, и стиль преподавания сильно повлиял на формирование мышления схоластов. Как можно истолковать римское право, если авторитеты противоречат друг другу. Для преодоления противоречий была разработана техника: диспуты, семинары, лекции, защита диссертаций. Были составлены суммы - гигантские учебники по данной дисциплине, строго систематизированные и содержащие рецепты на все случаи. В дальнейшем эти методы стали применяться в теологии.

На западе священнику запрещено быть женатым, поэтому нужен был специальный институт для пополнения рядов священников. Потом задача стала более широкой. Создать систему наук, систематизированную, одинаково устроенную и преподаваемую. Были составлены суммы по всем основным дисциплинам. Тут то и зародилась схоластика. С внутрицерковной точки зрения, вся эта инициатива вызывала большое сомнение. Например, византийцы не приняли систему университетов, так как считали, что живое слово таким образом превращается в образовательную машину, теряет свою силу.

Следует разделять два этапа в развитии схоластики: до конца XII в. и с начала XIII в.Второй период - это расцвет схоластики (XIII-XIV века), который совпал с расцветом готики. В этот же период возникают сочинения великих теологов, Например Альберта Великого. Объясняется это тем, что в XII-XIII вв. с арабского было переведено много греческих текстов, в т.ч. Аристотель. Более того, в 1203 г. происходит падение Константинополя и разграбление его культурного наследия. (Схема была такая же, как в Косово, придрались к внутренним непорядком и взяли штурмом). Было вывезено огромное количество текстов и богатств. Могущество Византии было основательно подорвано. Сразу после этого начинается расцвет университетов, архитектуры и ошеломительный взлет европейской культуры.

То же самое происходило и в философии. Хотя до этого и были философы, но их было немного, например, Абеляр и Ансельм Кентерберийский. Абеляр был виртуозом схоластических диспутов, современная защита диссертации v это лишь отголосок тех диспутов. Ансельм тоже был выдающимся схоластов.

В чем же заключалась специфика латинского мышления X-XII веков? Дело в том, что они знали лишь небольшое количество текстов, например, из Аристотеля были известны только Категории и Об истолкованиях, которые составляли первую часть логики Аристотеля. Категории рассуждали о составляющих частях мышления и высказываний: субстанция, атрибут и предикат. На первом этапе схоласты занимались вопросами категорий, грамматики, логики и соотношениями между ними. Выясняли вопрос, какое отношение категории имеют к сущности, Обсуждали соотношение универсалий, номиналей с сущным. Была разработана латинская терминология ведения диспутов, применяемая до сих пор.

Следует отметить, что многие вопросы в греческой культуре просто не существовали, что связано с особенностями языков, переводов и особенностями восприятия мира различными культурами.

В этот период можно выделить школы номиналистов, реалистов и концептуалистов. В более поздний период круг философских вопросов сильно расширился, например, появилась вторая часть логики Аристотеля: Аналитики и Топика, рассказывающих о силлогизме - науке об выводе утверждений из достоверных фактов (Аналитики) и предположений и вероятностных суждений (Топика). Увлечение силлогистикой продолжается до сих пор.

 


Система Orphus

Комментарии