Система Orphus

34. Попытка преодоления разрыва между миром "вещей в себе" и миром "вещей для нас" в послекантианской немецкой философии.  Основные идеи И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга.

В течение всей своей философской деятельности Фихте проповедовал практическую философию. Выступая против созерцательности, он писал о назначении человека: «Не знание само по себе, но деяние, сообразное своему знанию, есть твое назначение для деятельности существуешь ты, твое действование и только оно определяет твою ценность…»

Главной задачей той практической философии, которую Фихте проповедовал в «наукоучении», считал выяснение условий, при которых возможна человеческая свобода. Но моральная воля, согласно Фихте, возможна лишь тогда, когда человеческая деятельность опирается на строгую научную систему. Поэтому следует выяснить вопрос о том, что делает науку наукой. Отсюда и возникает название наукоучение, т.е. учение о науке. Каждая наука имеет в своей основе основные положения, которые не являются безусловными и обосновываются другими источниками, а не наукой. Философия же – это «наука о науке», она рассматривает такие основоположения, которые едины для всех наук.

Началом «критической философии», по Фихте, выступает мыслящее Я, из которого можно вывести все содержание мышления и чувственности. Принцип Фихте: «Я должен в своем мышлении исходить из чистого Я и мыслить его как абсолютно самодеятельное, не определенное через вещи, а определяющее вещи». Другая формулировка этого же принципа: «Я есть Я, Я полагает Я»

Для Я специфична двухсторонняя деятельность: практическая и теоретическая. Тем самым Фихте вводит понятие практики в свою теоретическую систему и формулирует проблему единства теории и практики, что ведет к проблеме взаимодействия субъекта и объекта, т.е. объективной реальности. Объективная реальность рассматривается у Фихте как не-Я, которое выступает у него как производное от мыслящего Я. Не-Я – это чувственно воспринимаемое. Второе основоположение Фихте - «Я полагает не-Я». Третье основоположение – «Я (всеобщее или абсолютное) полагает Я и не-Я». Всеобщее Я рассматривается Фихте как сверхчеловеческий мировой дух.

Система Фихте оказалась очень сложной и непонятной для читателей, что вызывало его раздражение, сопровождаемое свойственным ему авторитаризмом.

Этика Фихте основывается на понятие свободы. Нравственный долг человека – стать свободным посредством своей активности, при этом уважая свободу других. Свобода состоит в добровольном следовании нравственным законам.

Понимание природы формировалось у Шеллинга под влиянием Фихте. Он рассматривал природу как некое единство противоположностей, проявляющееся в разных формах в виде мирового закона (например, полярность полюсов магнита, положительный и отрицательный заряд электричества, противоположные отношения кислот и щелочей). Раздвоение на противоположности порождается живой силой, духовным началом, которое бессознательно.

Духовное бессознательное начало в природе, пройдя через ряд ступеней, порождает сознание в человеке. Целостность природы как живого организма создается мировой душой.

Шеллинг сам указывал, что его трансцендентальный идеализм не есть субъективный идеализм, т.к. субъективное Шеллинг понимал не как субъективный процесс чувствования и мышления, а как непосредственное созерцание разумом предмета, т.е. как особое орудие познания. Такое познание у Шеллинга называется «интеллектуальной интуицией».

Через натурфилософскую систему и систему трансцендентального идеализма Шеллинг приходит и идее тождества духа и природы, которая стала основной проблемой в его философии. Эту концепцию он представил в своей работе «Изложение моей системы философии» (1801).

Далее Шеллинг отказался от философии тождества и ударился в мифологию и религию, создавая свою систему откровения, задуманную как теософия, которая не ограничивается рамками христианства. Эта его система должна была объединить веру и знание. Если раньше Шеллинг подвергал критике Библию, то сейчас он отказывается от какой-либо критики Библии.

Лекции, которые читал Шеллинг с проповедью своей «философии откровения», не пользовались успехом и даже встретили отпор. Его карьера среди передовых людей быстро пошла вниз. Шеллинг так ничего больше и не написал, он обрек себя на творческое бесплодие. Он деградировал как ученый и как философ.

 


Система Orphus

Комментарии