Система Orphus

Система Orphus

10. Культура Руси в домонгольский период. Русская культура XIV–XVI вв
Культура в домонгольский период. Литература. Наиболее известный литературный памятник Руси XII в. – «Слово о полку Игореве». Его содержание проникнуто сознанием необходимости единения Русской земли, прекращения братоубийственных распрей и междоусобиц. Также известность получило «Моление» Даниила Заточника. Важным жанром литературы оставалось летописание. Продолжало развиваться устное народное творчество: былины, песни.
   Зодчество. Важнейшим культурным центром Руси XII – начала XIII в. является Владимиро-Суздальская земля. Белокаменные храмы – Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли, княжеский замок в Боголюбове стали образцами для других русских земель. Активно шло каменное строительство и в Новгороде, например, сооружен Георгиевский собор Юрьева монастыря.
   Изобразительное искусство представлено иконописью. Для украшения храмов служили иконопись, фреска, мозаика, резьба по камню и дереву.
   Культура в период монголо-татарского ига. Литература. Первым памятником художественной литературы после монголо-татарского нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». Призыв к самопожертвованию содержится в произведениях «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском». Откликом на Куликовскую битву стали «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др. В XV в. были созданы многие известные жития русских святых – Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.
   Архитектура. Одним из крупнейших центров архитектуры к середине XIV в. стала Москва. В правление Дмитрия Донского был возведен белокаменный Кремль в Москве. В окрестностях Москвы были построены Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор на Городке в Звенигороде.
 Иконопись. Конец XIV – начало XV в. стали «золотым веком» иконописи. В это время творили выдающиеся художники Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан Грек приехал на Русь из Византии. Он был мастером фресковой живописи. Феофаном Греком созданы фресковые росписи в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде Великом. Выдающийся русский художник монах Андрей Рублев также известен как мастер фресковой живописи (роспись Успенского собора во Владимире). Однако наиболее прославленным его творением стала икона «Троица». В творчестве Рублева отразилась эпоха национального подъема, вызванного Куликовской битвой.

  Живопись. В конце XV в. прославленным мастером иконописи был Дионисий, продолживший традиции А. Рублева. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение. Дионисием созданы знаменитые росписи Ферапонтова монастыря.
   Архитектура. В конце XV в. Москва стала столицей Русского государства, что должно было быть закреплено и во внешнем облике города. В правление Ивана III под руководством итальянских мастеров была построена современная кремлевская стена с башнями. Для того времени это было выдающееся фортификационное сооружение, рассчитанное на длительную осаду. Итальянских же мастеров Иван III привлек для строительства новых соборов внутри Кремля. Главный храм Руси – Успенский собор – архитектор Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Была построена Грановитая палата Пьетро Солари и Марком Фрязиным. Возведены Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. В создании последнего принимал участие еще один итальянский зодчий – Алевиз Новый. В первой половине XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Выдающимся памятником этого стиля стал храм Вознесения в Коломенском. В 1554–1560 гг. в честь взятия Казани по приказу Ивана IV был построен Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного) (русские зодчие Барма и Постник), ставший на многие века символом России. В XVI в. вокруг многих городов были возведены каменные стены. Наиболее известным создателем укреплений был Федор Конь. Им построены стены Белого города в Москве (на месте нынешнего Садового кольца), стены Смоленского кремля.



Система Orphus

Комментарии