Система Orphus

Система Orphus

15. Русская культура XVII–XVIII вв.
  Культура России XVII в. Ведущим процессом в развитии русской культуры в XVII в. становится ее обмирщение. В результате расширения связей с западноевропейскими странами в Россию проникают элементы передовых научных знаний и культурных достижений. Русская культура приобретает все более светский характер. Это выражалось в распространении научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи, усилении внимания к человеческой личности.
   Научные знания. Издавались учебники по математике, лечению травами, географии и т. д. Использовались новинки техники: куранты на Спасской башне Московского Кремля, компасы, буровые приспособления на соляных промыслах и др. На русский язык был переведен труд о строении человеческого тела Андрея Везалия. В России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника. Издан «Синопсис» по истории Русского государства. Для царя и его окружения составлялась рукописная газета «Куранты».
   Литература. Поэт Симеон Полоцкий прославлял правление Алексея Михайловича, был одним из создателей Славяно-греко-латинской академии – первого в России высшего учебного заведения (1687). Это было учебное заведение для людей «всякого чина и возраста», возглавили его греки – братья Лихуды.
   Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Он характеризовался прежде всего возникновением сатирической литературы: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку», «Сказание о Куре и Лисе», «Повесть о Шемякином суде». В качестве главного литературного персонажа на смену исторической личности приходит вымышленный герой, собирательный образ: «Повесть о Горе и Злочастии», «Сказание» Авраамия Палицына. Продолжает развиваться автобиографическая литература: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
   Театр. При дворе Алексея Михайловича в 1672 г. открылся первый в России театр («театральная храмина»), но был запрещен церковью в 1676 г. после смерти царя.
   Архитектура. Возник стиль «узорочье» – сочетание изразцов, фигурного кирпича, белого и красного камня. Ярким проявлением этого стиля стал Ростовский кремль. В 1640–1670-х годах рождается новый стиль – «московское барокко» (или, по фамилии главных заказчиков, «нарышкинское барокко»), характеризуемое многоярусностью построек и пышностью убранства: храм Троицы в Никитниках, церковь Покрова в Филях.
   Замечательным образцом деревянного зодчества, которое переживало расцвет в XVII в., является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.
   Живопись представлена иконописью. Стало заметно стремление к реализму, но в то же время использовались народные традиции, идущие из глубины веков. Выдающийся мастер живописи XVII в. Симон Ушаков написал иконы «Троица» (хранится в Русском музее), «Спас Нерукотворный», «Вседержитель». Черты реализма проявляются в портретном жанре. Светский характер живописи выражался в создании первых портретов – парсун.

 Культура России первой половины XVIII в. Культура первой четверти века связана с преобразованиями Петра I.
   Наука, образование. Развилось книгопечатание, выпускались учебники: «Арифметика…» Л. Магницкого, «Грамматика» М. Смотрицкого, книги по военному делу и другим направлениям. В 1702 г. издается первая печатная газета «Ведомости». А. К. Нартов – сподвижник Петра I, талантливый механик, изобрел и построил оригинальные токарные и монетные станки, оптический прицел и др. Состоялась экспедиция В. Беринга вокруг восточной оконечности Азии. С. П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена мореходов С. Челюскина, братьев Д. и Х. Лаптевых навсегда остались на картах мира. В. Н. Татищев написал «Историю Российскую с самых древнейших времен». Открываются школы Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная и др.
   Литература. Преобразования поддерживал Феофан Прокопович – политический церковный деятель, идеолог реформ церкви. Им написаны «Духовный регламент» о переустройстве церкви, «Правда о воле монаршей» и др. Прокопович заботился о развитии культуры и просвещения, возглавлял «Ученую дружину», куда входили А. Кантимир, В. Татищев. О необходимости развития промышленности, торговли, поиска полезных ископаемых говорил публицист Иван Посошков в книге «О скудости и богатстве».
   Живопись. Изобразительное искусство отличает появление гравюры (А. Ф. Зубов) и портрета. И. Н. Никитин написал портрет Петра I, картину «Напольный гетман», А. М. Матвеев – «Автопортрет с женой» и др. Победа светского направления в искусстве, установление связей с Европой подготовили подъем культуры второй половины XVIII – первой половины ХIХ в.
   Архитектура. Господствующим стилем архитектуры становится барокко. Д. Трезини построил Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге, Летний дворец Петра I. В Москве возведены Меншикова башня (храм Архангела Гавриила), Арсенал в Кремле, Лефортовский дворец и др. В Кижах построена 22-главая деревянная Преображенская церковь.

Культура России во второй половине XVIII в. Культура России этого периода связана с эпохой Просвещения и развивалась как культура светская.
   Образование.

Образование основывалось на сословности. Расширилась сеть кадетских корпусов для дворянских детей. Был открыт Смольный институт благородных девиц – 1764 г. В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова был создан Московский университет. В губернских городах увеличилось число четырехклассных училищ, а в уездных – двухклассных школ. Солдатские дети обучались в солдатских школах. В духовных семинариях и школах обучались дети духовенства. Однако большинство населения России оставалось неграмотным.
   Наука и техника. Крупнейшим ученым этого периода является М. В. Ломоносов (1711–1765). Он проявил себя как энциклопедист – естествоиспытатель, поэт, художник, историк, физик, механик, химик, исследователь в других науках. А. Т. Болотов обосновал основы агрономии. М. М. Щербатов, И. Н. Болтин создают труды по истории российского государства. Много достижений в технике. В 1766 г. И. И. Ползунов на Урале изобрел паровую машину, И. П. Кулибин разработал проект одноарочного моста через Неву, создал оптический телеграф, много других оригинальных приборов.
   Литература. Главным направлением середины – второй половины XVIII в. становится классицизм. В этом стиле создавали свои произведения А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, В. Н. Майков, М. М. Херасков. Переход к просветительскому реализму в конце века связан с поэзией Г. Р. Державина, с пьесами Д. И. Фонвизина. В духе сентиментализма писал Н. М. Карамзин.
   Живопись. Основным жанром являлись парадные портреты, созданные в стиле классицизма. Ф. С. Рокотовым написаны портреты Майкова, Новосильцевой, В. Л. Боровиковским – портреты Куракина, Лопухиной, Д. Г. Левицким – Екатерины II, Демидова.
   Скульптура. Примерами классицизма в скульптуре являются памятник Петру I Э. М. Фальконе, серия психологических скульптурных портретов Ф. И. Шубина (Панина, Павла I, Ломоносова), памятник Суворову М. И. Козловского.
   Архитектура. В середине XVIII в. господствует стиль барокко: В. Растрелли построил Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе и др. На смену барокко приходит классицизм. Основоположником русского классицизма является В. И. Баженов. По его проектам построены Дом Пашкова в Москве, Михайловский замок в Петербурге. Его ученик М. Ф. Казаков создал проекты зданий Московского университета, Сената в Московском Кремле, дом князей Долгоруких (Колонный зал) – передан Благородному собранию, Голицынскую больницу в Москве. В Петербурге Д. Кваренги возвел здания Смольного института, Академии наук.
   Театр. Первый профессиональный театр был открыт Ф. Г. Волковым в Ярославле в 1750 г. Позднее его театр в Петербурге стал императорским, и директором в нем стал А. П. Сумароков. Помещики создавали свои театры крепостных актеров. В театре Н. П. Шереметева прославилась певица П. И. Ковалева (Жемчугова), балерина Т. В. Шлыкова.



Система Orphus

Комментарии