Система Orphus

20. Русская культура XIX в
 Русская культура в первой половине ХIХ в.
   На развитие культуры, самосознание русского народа большое влияние оказала победа 1812 г. Широкое проникновение в Россию идей просвещения, восстание декабристов, формирование буржуазного либерализма и революционно-демократического движения заметно сказались на жизни общества. Начавшийся в России промышленный переворот предъявлял запросы развитию системы образования и разных областей знаний. В первой половине ХIХ в. активизировалась русская научная мысль.
   Образование. Открыты университеты в Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Тарту, Одессе, Царскосельский лицей. Основаны специальные высшие учебные заведения: Технологический институт в Петербурге, Горный и Межевой институты в Москве и др. Число средних учебных заведений также значительно увеличилось: открыты мужские гимназии, действовали реальные училища, расширилось число частных пансионов. Широко распространилось домашнее образование. Начальное образование детям из низших сословий давали приходские и уездные училища для мещан. Однако в целом число грамотных людей в 1860 г. составляло лишь 6 % населения.
   Наука. В 1826 г. Н. И. Лобачевский обосновал теорию пространственной, неевклидовой геометрии, которую церковь объявила ересью. Под Петербургом была создана Пулковская обсерватория во главе с В. Я. Струве. Больших успехов в медицине достиг хирург Н. И. Пирогов. Химики Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров развили основы органической химии. Физик Б. С. Якоби разработал основы гальванопластики, изобрел электродвигатель и опробовал его для привода судна. Мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803–1806), а Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев в 1819–1820 гг. открыли Антарктиду. В исторической науке труд Н. М. Карамзина «История государства Российского» стал первым научно– систематизированным обзором прошлого России, охватившим историю Русского государства до 1611 г. 29-томная «История России с древнейших времен С. И. Соловьева положила начало становлению новой исторической науке. Педагог К. Д. Ушинский создал новую образовательную систему.
   Литература. Развивался романтизм, воспевавший возвышенный идеал. Он отразился в творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева. От романтизма наметился переход к реализму, связанный с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. В литературной критике большую роль сыграл В. Г. Белинский. Наиболее передовые литературные силы объединились вокруг журнала «Современник».
   Искусство. Живопись. Происходит отход от классицизма (академизма). Развивается романтизм, проявившийся в творчестве О. А. Кипренского (портреты Жуковского и Пушкина), В. А. Тропинина (портрет Пушкина, «Кружевница», «Гитарист»), К. П. Брюллова («Последний день Помпеи», «Всадница»). Популярен бытовой сюжет. Родная природа, народная среда представлены на картинах А. Г. Венецианова «На гумне», «Весна. Пашня» и др. В произведениях П. А. Федотова уже звучат мотивы реализма («Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер»). Событием в живописи стало грандиозное эпическое полотно А. Иванова «Явление Христа народу».
   Скульптура. Большую известность приобрели работы скульпторов И. П. Мартоса (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве), Б. И. Орловского (памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли у здания Казанского собора в Петербурге), П. К. Клодта (скульптурная группа «Укротители коней» на Аничковом мосту и конная статуя Николая I в Петербурге).
   Архитектура. Первая половина ХIХ в. – расцвет классицизма в архитектуре. В Петербурге К. И. Росси создает здание Генерального штаба на Дворцовой площади, О . Монферран – Исаакиевский собор, А. Н. Воронихин – Казанский собор, А. Д. Захаров – здание Адмиралтейства. В Москве работали О. И. Бове (здания Большого и Малого театров), А. Г. Григорьев и Д. Жилярди. Время, связанное с творчеством А. С. Пушкина и других выдающихся деятелей первой половины ХIХ в. принято называть золотым веком русской культуры.
   Театр. Прославились актеры Малого театра в Москве М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, Александринского театра в Петербурге – В. А. Каратыгин и А. Е. Мартынов.
   Музыка. Основоположником русской классической музыки стал М. И. Глинка, создавший оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила», многочисленные романсы. Его последователь А. С. Даргомыжский написал музыку многих песен, романсов, опер «Русалка», «Каменный гость»
Культура второй половины ХIХ в   Развитию культуры в этот период способствовали следующие факторы: отмена крепостного права, развитие экономики, завершение промышленного переворота. Осуществлялся процесс демократизации культуры.
   Образование. После 1861 г. увеличивается сеть начальных школ. Ее составляли церковно-приходские школы, народные училища Министерства просвещения и земские школы. Основными формами средних учебных заведений были гимназии и реальные училища. В последних большее внимание уделялось естественным дисциплинам. Расширялось высшее образование. К существующим 7 университетам прибавилось еще 2 – в Одессе и Томске. Наиболее быстрыми темпами развивалось высшее техническое образование. Значительным событием было открытие высших женских курсов. В России было много частных школ, лицеев, пансионов, где был очень высок уровень преподавания, но и плата за обучение была очень большая. Все большую роль играли библиотеки, музеи, периодическая печать. В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев – Исторический музей и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Петербурге. Формировалась русская интеллигенция, по сравнению с 1861 г. количество грамотных людей увеличилось в 3, 5 раза и составляло 21 % населения. В период контрреформ Александра III процесс демократизации образования несколько замедлился, но продолжал идти.
   Наука. 1860-е гг. положили начало новой эпохе в развитии естественных наук. И. М. Сеченов создал русскую школу физиологии. В. В. Докучаев разработал основы почвоведения, учение о географических зонах, классификации почв и о борьбе с засухой. И. И. Мечников работал в области биологии и медицины, вел исследования в области борьбы с инфекционными болезнями и иммунологии. К. А. Тимирязев изучал процесс фотосинтеза. А. М. Бутлеров основал теорию химического строения вещества. Опираясь на его выводы, Д. И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов (1869). В математике П. Л. Чебышев открыл закон больших чисел. С. В. Ковалевская прославилась исследованиями в области математического анализа. Физик А. Г. Столетов создал электромагнитную теорию света, открыл основы фотоэффекта. П. Н. Яблочков изобрел дуговую электрическую лампу (1876). Электротехник А. Н. Лодыгин изобрел лампу накаливания. А. С. Попов в 1897 г. сконструировал радиопередатчик. Продолжались активные географические исследования. В них принимали участие П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай. Развивались история и философия. С. М. Соловьев продолжал создавать 29-томную «Историю России с древнейших времен». Большую известность приобрел В. О. Ключевский («Курс русской истории» и др. труды). Сын историка Соловьева В. С. Соловьев предложил идеалистическую философскую концепцию, отраженную в литературных произведениях Ф. М. Достоевского.
   Литература представлена всемирно известными именами Л. Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», «Севастопольские рассказы»), Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»), И. С. Тургенева («Дворянское гнездо», «Отцы и дети»). Развивалось творчество Н. С. Лескова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, А. П. Чехова, В. М. Гаршина.
   Искусство. Живопись. В 1870 г. сложилось «Товарищество передвижных художественных выставок» во главе с И. Н. Крамским. Его кисти принадлежат картины «Неизвестная», «Христос в пустыне», первый портрет Л. Н. Толстого. Передвижниками созданы произведения: В. Г. Перовым – «Тройка», «Проводы покойника», «Сельский крестный ход на Пасху»; И. Е. Репиным – «Не ждали», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын Иван», «Запорожцы»; В. И. Суриковым – «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы»; А. К. Саврасовым – «Грачи прилетели»; И. И. Левитаном – пейзажные полотна. В общество передвижников также входили талантливые художники В. В. Верещагин, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. И. Шишкин, И. К. Айвазовский, А. И. Куинджи и др. Предприниматели-меценаты братья П. М. и С. М. Третьяковы собирали произведения русских художников и затем передали свою коллекцию в дар Москве.
   Скульптура. Скульптор М. О. Микешин создал памятники «Тысячелетие России» в Новгороде Великом, «Богдан Хмельницкий» в Киеве, «Минин» в Нижнем Новгороде. В Москве в 1880 г. был открыт памятник А. С. Пушкину работы А. М. Опекушина. М. М. Антокольский известен скульптурами Мефистофеля, Вольтера, Петра I, Ермака, Ивана Грозного.
   Архитектура. Господствующим стилем была эклектика (смешение различных стилей), разновидность которой – псевдорусский стиль. По проекту К. А. Тона были возведены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Николаевский и Московский вокзалы, храм Христа Спасителя. В. А. Шервуд – автор здания Исторического музея.
   Театр. Наиболее крупный драматург – А. Н. Островский, показавший в своих пьесах нравы и быт современного ему общества. Творчество Островского неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь блистали великие актеры П. М. Садовский, А. П. Ленский, М. Н. Ермолова. В Александринском театре Санкт-Петербурга царили П. А. Стрепетова, М. Г. Савина, М. В. Дальский.
   Музыка. В 1860-е гг. в Петербурге сплотилась группа композиторов, за которой закрепилось название «Могучая кучка». Ее создателем стал М. А. Балакирев. В состав «Могучей кучки» входили М. П. Мусоргский (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»), Н. А. Римский-Корсаков (оперы «Псковитянка», «Снегурочка»), А. П. Бородин (опера «Князь Игорь»), Ц. А. Кюи. Произведения участников «Могучей кучки» утвердили в музыке русские национальные начала. Великим русским и мировым композитором стал П. И. Чайковский, сумевший совместить в своем творчестве общеевропейские и русские национальные музыкальные формы. Он создал оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонии, романсы. В Москве и Петербурге в 1860-е гг. открылись первые консерватории.
   Печать и книгоиздательское дело. Издавались журналы демократического направления: «Современник», «Отечественные записки», «Русское богатство». Журналом либерального направления являлся «Вестник Европы». Журнал «Русский вестник», выходивший в Москве под редакцией М. Н. Каткова, после отмены крепостного права перешел с либеральных на консервативные позиции. Книгоиздательское дело становится заметной отраслью предпринимательства. Просветительскую направленность носила книгоиздательская деятельность Ф. Ф. Павленкова и И. Д. Сытина.


Система Orphus

Комментарии