Система Orphus

36. Концепция общества и государства и учение Гегеля. Философия истории Гегеля.

Гегель структурировал общество так: семья, гражданское общество, государство.

Рассмотрим философию истории Гегеля. В конце жизни он очень много уделял ей внимания. Гегель осознал предопределенность развития истории некими объективными силами (например, если бы Ньютона не существовало, то закон тяготения обязательно был бы открыт, но уже кем-то другим). Это осознание составляло «Философию истории» Гегеля. Есть некая объективная сила, лежащая в основе истории и влияющая на ее ход, взгляды людей и т.д.. Эта сила постоянно меняется и развивается, и она проявляется в субъективных действиях людей. Гегель считал, что этой объективной силой является абсолютный дух.

А как развивается абсолютный дух? Здесь Гегель вводит понятие «народного духа». У каждого народа есть свой народный дух – система правовых культурных взглядов и т.п.. Есть народы, в которые абсолютный дух вселяется и становится народным духом. И этот народ совершает исторические шаги. Когда эти шаги сделаны этим народом, то абсолютный дух переселяется в другой народ. Гегель говорил, что есть народы, которые абсолютный дух уже посетил, есть народы, которые он еще посетит, а есть народы, которые абсолютный дух никогда не посетит (кстати, к таким народам Гегель относил славян). Абсолютный дух движется не только во времени, но и в пространстве, и в этом абсолютном духе воплощается прогресс человечества.

Гегель начинает историю с возникновения государства. Он выделяет миры по имени народов, которых посетил абсолютный дух. Восточный мир – Китай, Индия, Персия; Западный мир – Греческий мир, Римский мир, Германский мир.

Прогресс у Гегеля – возрастание сознания свободы, что ведет к возрастанию самой свободы. Восточный мир – это мир рабов и тиранов. Греческий мир – часть населения осознали свободу и стали свободными, а те, кто не осознал, остались рабами. Римский мир – больше вызревает понятие свободы. Начинает зарождаться христианство и подготавливает этот мир к приходу следующего.

Германский мир. Гегель понимает под ней территорию Римской империи, завоеванную германскими племенами – Франция (германское племя франки), Испания (лосготты), Италия (лангобарды), Англия (англосаксы), т.е. фактически Германский мир – это вся Западная Европа. Начало Германского мира – 8-9 век (империя Каролингов), средние века (10-15 века), Новое время (с 16 века). В Германском мире развилось христианство, люди стали свободными.

В конце концов, абсолютный дух познал себя полностью через философию Гегеля и всякое развитие закончилось. Откуда следовало, что Гегель последний великий философ и после него уже никого не будет, и что Прусская монархия (а Гегель жил в Пруссии) является венцом, самым совершенным государственным строем в мире.

Гегель утверждал, что все действительное (существующее) – разумно, а все разумное – действительно («разумно» с точки зрения абсолютного духа). Под этим слоганом скрывалось оправдание всеобщего обновления в мире.

Большой вклад сделан Гегелем в понимание метода науки. Метод, согласно Гегелю, – это не совокупность искусственных приемов изобретенных человеком, он не есть нечто, что не зависит от предмета исследования. Метод – отражение реальной связи, движения, развития явлений объективного мира. Здесь мы видим противоречие между методом, которой является развитием явлений объективного мира, и системой Гегеля, которую он считал завершением развития философии.

Гегель показал, что познание есть исторический процесс. Поэтому истина – это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер.

 


Система Orphus

Комментарии