Основатель - Левкипп. Будем рассматривать: Демокрит (460-370), Эпикур (341-270), Лукреций Кар (99-55). Эпикур и Лукреций Кар относятся к третьему периоду античной философии.
Античная атомистика возникла как ответ на апории Зенона. Атомисты ввели дискретность. Идея дискретности пронизывает все мировоззрение атомистов. Ничто атомистов - есть пустое пространство и не есть небытие, ему приписываются конкретные свойства, у небытия свойств быть не может. В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Атомы движутся в пустоте. Неделимые, неизмеряемые отрезки (их нечем измерить) – “амер”. Пустота и атомы организованы при помощи амеров. Атомы неделимы, так как внутри них нет пустоты, все заполнено. Атом - парменидов мир, внутри себя неподвижный. Атомисты использовали идеи ионийцев - все атомы состоят из твердого первовещества, похожего на золото. Для существования тел необходимо было ввести взаимодействие атомов. В учении Демокрита есть две возможности: связанное состояние (при помощи петелек и крючочков) и столкновения. Любые тела могут распасться и обязательно распадаются, атомы вечны. Атомы могут быть мельчайшими, а могут достигать размеров Земли. Пример атома маленького - пылинка в солнечном луче, так их не видно, а в свете солнца - видно.
Важный момент в концепции Демокрита то, что взаимодействия атомов носят характер однозначной предопределенности - эта идея была доминирующей до создания квантовой механики. Понятие “закон” подразумевало предопределенность. Движение - реновация - исчезновение атома на одном конце неделимого отрезка и возникновение на другом. Все скорости одинаковы: макроскопическая скорость зависит от того, как долго дело покоится на концах неделимых отрезков. Демокрит также развивает космологию. Пустота считается однородной и изотропной. Тяжелые атомы медленнее легких. Легкие догоняют их и сталкиваются. В результате столкновений образуется космологический вихрь - мир в котором мы живем. Таких вихрей бесконечно много. Это идея множественности миров, в том числе, обитаемых. Сохраняются рудименты мифологии: существуют боги, но не создатели мира, а жители других миров (инопланетяне). Иногда Демокрит говорит, что они живут между мирами.
Возникновение жизни. Демокрит считает, что за счет взаимодействия атомов образуются отдельные органы. Некоторые органы оказались гармоничными и выжили, а некоторые вымерли. Наиболее гармоничное существо - человек. Характерная черта человека - наличие души (у пифагорейцев душа - вечное начало). У Демокрита душа состоит из мелких гладких круглых атомов, подобных атомам огня. После смерти душа рассыпается.
Вопрос о познании мира - исходный момент - ощущение других. Больше этим никто кроме демокритиков не занимался. Эйдос - атомные копии. Каждое тело отделяет от себя эйдосы. Эйдосы попадают в человеческий организм, становятся частью организма - так возникает чувство о теле. Такое знание (ощущение) Демокрит считал темным и несовершенным. Следующая ступень познания - дедуктивное философское рассуждение. Эпикур пренебрежительно относился ко всем предшественникам, в т.ч. к Демокриту. У Эпикура атомы мельчайшие, очень резко критикует концепцию абсолютной предопределенности, так как поведение человека получается предопределено состоянием атомов. Эпикур утверждает, что предопределённый мир Демокрита хуже любого ада. Идея Эпикура: атомы при их движении в пустоте могут испытывать случайные отклонения от своего движения - клинамены. За их счет возможно свободное поведение.
Атомистика для Эпикура не самоцель, а средство. Эпикур в 3-й эпохе - эпохе упадка античной философии, цели становятся менее глобальными. Он считал, что философия должна сделать человека счастливым - избавить от необоснованного страха перед богами посредством атомизма. Эпикур развивает этику - науку о поведении человека. Эпикур делит наслаждения на чувственные и интеллектуальные. И первые - осуждает, т.к. за них всегда следует расплата (переел, перепил и т.д.). Этика Эпикура близка к этике стоиков. Тит Лукреций Кар - римский автор, продолжит атомистическую линию. Поэма «О природе вещей» начинается с посвящения: Божественному Эпикуру, который освободил нас от страха перед богами. Содержание поэмы - очень широкая картина мира на базе атомистических идей. Рассматривает, почему сохнет белье и т.д. - живые, близкие примеры конкретный явлений (напр., круговорот воды в природе).