Платон (428/427-348/347 до н.э.). Учение Платона представляет собой наиболее полное развитие идеалистической тенденции, помимо Сократа сильно прослеживается пифагорейское начало. Следуя идеям Сократа, большинство произведений Платона - диалоги. Платон - создатель этого жанра в философской литературе. Пифагорейское начало включено в Платоновское понимание картины мира. Можно выделить три концепции: о сущности мира, о познании, об идеальном обществе.
В основе - представление о резком разделении мира на сущностный мир и эмпирический мир. Эмпирический мир в понимании Платона внимания не заслуживает.
Сущностный мир - мир вечный, неизменный, мир идеальных объектов. Следуя Сократу, сильно акцентирует внимание на единстве. Мир идеальных объектов одновременно и множественен и един. Состоит из множества отдельных идеальных объектов, строго организованных в систему. Мир иерархичен как пирамида. На вершине пирамиды - идея блага. Мир идеальных объектов является сущностным по отношению к идеальным объектам.
Иногда Платон высказывается, что эмпирический мир - это материя, но и к материи он применяет термин ничто, хотя это и странно. Психологически понятно, по сравнению с идеальным миром, мир эмпирический ничтожен (ничто = ничтожество). Эмпирический мир создан некрупным демоном по имени Демиург.Материя - нечто косное, грубое, инертное.
То, что образует эмпирический мир, не может понять всю тонкость и сложность идельного мира. Потому, отпечаток - это не подобие, а гнусная карикатура.
Противоречие: человеческая душа принадлежит идеальному миру, но она каким-то образом попала в эмпирический мир.
Будучи объектом идеального мира, душа воспринимала идеальным мир, а попав в мир эмпирический, она утрачивает это знание. Познание - это воспоминание душой того, что она знала в идеальном мире «амнезис».
После смерти душа снова возвращается в идеальный мир. Бывают случаи, когда она попадает в нового человека и этот новый человек не будет умнее умершего, так как душа не попадала в идеальный мир и не поднабралась там мудрости.
Познание в эмпирическом мире Платон считает невозможным. Эмпирический мир все время меняется, а значит - не подлежит познанию Объектом познания может быть только вечное и неизменное.
Большое внимание Платон уделяет математическому подходу - познанию мира идеальных объектов.
Математические теоремы принадлежат миру идеальных объектов. Например существование углов треугольника равна двум прямым, но если нарисовать треугольник и измерить углы, то двух прямых не получится. По Платону, это демонстрирует различие между эмпирическим треугольником и идеальным, так как эмпирический треугольник - это грубое отражение идеального треугольника.
Платон разворачивает геометрическую картину (геометрический аспект) идеального мира. В центре интереса - правильные многоугольники - такие, которыми можно заполнить плоскость (3,4,6 - других нет).
Платон занимается правильными многогранниками. Его интересует симметрия правильных многогранников, которыми можно заполнить все пространство. Это учение оказало очень сильное влияние на развитие математики и не только математики.