15. Русская
культура XVII–XVIII вв.
Культура России XVII в. Ведущим процессом в развитии русской культуры
в XVII в. становится ее обмирщение. В результате расширения связей с
западноевропейскими странами в Россию проникают элементы передовых научных
знаний и культурных достижений. Русская культура приобретает все более светский
характер. Это выражалось в распространении научных знаний, отходе от
религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи, усилении внимания к
человеческой личности.
Научные знания.
Издавались учебники по математике, лечению травами, географии и т. д.
Использовались новинки техники: куранты на Спасской башне Московского Кремля,
компасы, буровые приспособления на соляных промыслах и др. На русский язык был
переведен труд о строении человеческого тела Андрея Везалия. В России была
известна гелиоцентрическая система Николая Коперника. Издан «Синопсис» по
истории Русского государства. Для царя и его окружения составлялась рукописная
газета «Куранты».
Литература. Поэт Симеон Полоцкий прославлял правление Алексея
Михайловича, был одним из создателей Славяно-греко-латинской академии – первого
в России высшего учебного заведения (1687). Это было учебное заведение для
людей «всякого чина и возраста», возглавили его греки – братья Лихуды.
Изменения в общественной
жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Он
характеризовался прежде всего возникновением сатирической литературы: «Повесть
о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку», «Сказание о Куре и Лисе», «Повесть о
Шемякином суде». В качестве главного литературного персонажа на смену исторической
личности приходит вымышленный герой, собирательный образ: «Повесть о Горе и
Злочастии», «Сказание» Авраамия Палицына. Продолжает развиваться
автобиографическая литература: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Театр. При дворе Алексея Михайловича
в 1672 г. открылся первый в России театр («театральная храмина»), но был
запрещен церковью в 1676 г. после смерти царя.
Архитектура. Возник стиль «узорочье» – сочетание изразцов,
фигурного кирпича, белого и красного камня. Ярким проявлением этого стиля стал
Ростовский кремль. В 1640–1670-х годах рождается новый стиль – «московское
барокко» (или, по фамилии главных заказчиков, «нарышкинское барокко»),
характеризуемое многоярусностью построек и пышностью убранства: храм Троицы в
Никитниках, церковь Покрова в Филях.
Замечательным образцом
деревянного зодчества, которое переживало расцвет в XVII в., является
дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.
Живопись представлена
иконописью. Стало заметно стремление к реализму, но в то же время использовались
народные традиции, идущие из глубины веков. Выдающийся мастер живописи
XVII в. Симон Ушаков написал иконы «Троица» (хранится в Русском музее),
«Спас Нерукотворный», «Вседержитель». Черты реализма проявляются в портретном
жанре. Светский характер живописи выражался в создании первых портретов –
парсун.
Культура России первой половины
XVIII в. Культура первой четверти века связана с преобразованиями
Петра I.
Наука, образование.
Развилось книгопечатание, выпускались учебники: «Арифметика…» Л. Магницкого,
«Грамматика» М. Смотрицкого, книги по военному делу и другим направлениям.
В 1702 г. издается первая печатная газета «Ведомости».
А. К. Нартов – сподвижник Петра I, талантливый механик, изобрел
и построил оригинальные токарные и монетные станки, оптический прицел и др.
Состоялась экспедиция В. Беринга вокруг восточной оконечности Азии.
С. П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена
мореходов С. Челюскина, братьев Д. и Х. Лаптевых навсегда остались
на картах мира. В. Н. Татищев написал «Историю Российскую с самых
древнейших времен». Открываются школы Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная и
др.
Литература. Преобразования
поддерживал Феофан Прокопович – политический церковный деятель, идеолог реформ
церкви. Им написаны «Духовный регламент» о переустройстве церкви, «Правда о
воле монаршей» и др. Прокопович заботился о развитии культуры и просвещения,
возглавлял «Ученую дружину», куда входили А. Кантимир, В. Татищев. О
необходимости развития промышленности, торговли, поиска полезных ископаемых
говорил публицист Иван Посошков в книге «О скудости и богатстве».
Живопись. Изобразительное
искусство отличает появление гравюры (А. Ф. Зубов) и портрета.
И. Н. Никитин написал портрет Петра I, картину «Напольный
гетман», А. М. Матвеев – «Автопортрет с женой» и др. Победа светского
направления в искусстве, установление связей с Европой подготовили подъем
культуры второй половины XVIII – первой половины ХIХ в.
Архитектура. Господствующим стилем архитектуры становится
барокко. Д. Трезини построил Петропавловский собор, здание Двенадцати
коллегий в Санкт-Петербурге, Летний дворец Петра I. В Москве возведены
Меншикова башня (храм Архангела Гавриила), Арсенал в Кремле, Лефортовский
дворец и др. В Кижах построена 22-главая деревянная Преображенская
церковь.
Культура России во второй половине
XVIII в. Культура России этого периода связана с эпохой Просвещения и
развивалась как культура светская.
Образование.
Образование основывалось
на сословности. Расширилась сеть кадетских корпусов для дворянских детей. Был
открыт Смольный институт благородных девиц – 1764 г. В 1755 г. по
инициативе М. В. Ломоносова был создан Московский университет. В
губернских городах увеличилось число четырехклассных училищ, а в уездных –
двухклассных школ. Солдатские дети обучались в солдатских школах. В духовных
семинариях и школах обучались дети духовенства. Однако большинство населения
России оставалось неграмотным.
Наука и техника. Крупнейшим ученым этого периода является
М. В. Ломоносов (1711–1765). Он проявил себя как энциклопедист –
естествоиспытатель, поэт, художник, историк, физик, механик, химик,
исследователь в других науках. А. Т. Болотов обосновал основы
агрономии. М. М. Щербатов, И. Н. Болтин создают труды по
истории российского государства. Много достижений в технике. В 1766 г.
И. И. Ползунов на Урале изобрел паровую машину,
И. П. Кулибин разработал проект одноарочного моста через Неву, создал
оптический телеграф, много других оригинальных приборов.
Литература. Главным
направлением середины – второй половины XVIII в. становится классицизм. В
этом стиле создавали свои произведения А. Д. Кантемир,
М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский,
А. П. Сумароков, В. Н. Майков, М. М. Херасков.
Переход к просветительскому реализму в конце века связан с поэзией Г. Р. Державина,
с пьесами Д. И. Фонвизина. В духе сентиментализма писал
Н. М. Карамзин.
Живопись. Основным
жанром являлись парадные портреты, созданные в стиле классицизма.
Ф. С. Рокотовым написаны портреты Майкова, Новосильцевой,
В. Л. Боровиковским – портреты Куракина, Лопухиной,
Д. Г. Левицким – Екатерины II, Демидова.
Скульптура. Примерами
классицизма в скульптуре являются памятник Петру I
Э. М. Фальконе, серия психологических скульптурных портретов
Ф. И. Шубина (Панина, Павла I, Ломоносова), памятник Суворову
М. И. Козловского.
Архитектура. В
середине XVIII в. господствует стиль барокко: В. Растрелли построил
Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Большой дворец в
Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе и др. На смену барокко приходит
классицизм. Основоположником русского классицизма является
В. И. Баженов. По его проектам построены Дом Пашкова в Москве,
Михайловский замок в Петербурге. Его ученик М. Ф. Казаков создал
проекты зданий Московского университета, Сената в Московском Кремле, дом князей
Долгоруких (Колонный зал) – передан Благородному собранию, Голицынскую
больницу в Москве. В Петербурге Д. Кваренги возвел здания Смольного
института, Академии наук.
Театр. Первый профессиональный театр был открыт
Ф. Г. Волковым в Ярославле в 1750 г. Позднее его театр в
Петербурге стал императорским, и директором в нем стал
А. П. Сумароков. Помещики создавали свои театры крепостных актеров. В
театре Н. П. Шереметева прославилась певица П. И. Ковалева
(Жемчугова), балерина Т. В. Шлыкова.