3. Владимир I
Святой. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. Распад Киевской Руси.
В годы Владимира Святославича правления (980–1015) была создана
оборонительная система юго-восточных границ Руси от печенегов (засеки и
сторожевые башни), а в 988 г. Русь приняла крещение по византийскому
образцу. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление
населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось
медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее,
чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для
дальнейшего развития Руси:
1) христианство
утверждало идею равенства людей перед Богом, что способствовало смягчению
жестоких нравов бывших язычников;
2) принятие
христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство
Киевской Руси;
3) Русь укрепляла свой
международный авторитет тем, что становилась теперь равной другим христианским
странам, связи с которыми значительно расширились;
4) принятие
христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, послужило мостом
для проникновения на Русь византийской, а через нее – и античной культуры.
Во главе Русской
православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским
патриархом; церковь в отдельных областях возглавляли епископы, которым
подчинялись священники в городах и селах.
В целом политика Владимира
Святого способствовала развитию государственности и культуры Руси, росту ее
международного авторитета.
После смерти
Владимира I один из его сыновей – Ярослав, впоследствии получивший
прозвание Мудрый (1019–1054), победил в междоусобице Святополка Окаянного,
убившего братьев Бориса и Глеба. Под руководством Ярослава были окончательно
разбиты печенеги, возведен Софийский собор в Киеве, открылись школы и
библиотека. В это время возник Киево-Печерский монастырь, началось летописание
и составление первого письменного свода законов «Русская Правда».
Династическими браками были укреплены связи с европейскими странами. Рост силы
и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом
государственного деятеля и писателя Илариона– русского по происхождению.
Со смертью последнего из
сыновей Ярослава Мудрого вновь начались усобицы. Наиболее популярным на Руси в
то время оказался внук Ярослава Владимир Мономах (1113–1125), который в
1097 г. выступил с инициативой созыва съезда князей в г. Любече. Было
принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «каждый да держит
отчину свою». Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда. В
1113 г. Владимир Мономах был приглашен на киевский престол, на время
восстановил ослабевшую власть великого князя, усмирил половцев.
Владимир II был просвещенным правителем, автором «Поучения детям». В
1132 г. при сыновьях и внуках Владимира Мономаха Русь окончательно
распалась на отдельные княжества.
Причины распада
Древнерусского государства. В этот период Русь, как и другие страны Европы,
находилась в состоянии политической раздробленности. Основными причинами
политической раздробленности принято считать:
1) совершенствование
техники земледелия и орудий труда, которые способствовали развитию хозяйства
отдельных княжеств и городов;
2) существование
натурального хозяйства, делавшее связи между княжествами и городами неустойчивыми,
слабыми. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону
возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной
земли или княжества;
3) необходимость
сильной княжеской власти на местах, а не в далеком Киеве для подавления
социальных движений, неизбежно возникавших по мере развития феодализма;
4) ослабление внешней
опасности со стороны половцев, разгромленных Владимиром Мономахом, которое
позволяло направить основные ресурсы на решение хозяйственных проблем отдельных
княжеств и также способствовало развитию центробежных сил в стране.