28. СССР в
1964–1980-е гг. М.С. Горбачев и «перестройка
С конца 1964 г. руководство страны вновь,
как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул
общественного производства, начав стабилизацию с села и сельского хозяйства.
Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. и получил
название «экономическая реформа 1965 г.», или «косыгинская реформа».
Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу, отменены совнархозы и
восстановлены министерства, изменена система планирования при расширении прав
предприятий, отменены многие хрущевские «нововведения». Экономическая реформа
основывалась на стимулировании труда, внедрении экономических методах хозяйствования.
Происходил переход на хозрасчет, учитывалась местная инициатива. На основе
экономической реформы 1965 г. был подготовлен план 8-й пятилетки
(1966–1970 гг.), за годы существования советской власти давшей наилучшие
показатели развития страны.
Однако реформа не затронула
политические структуры, все приходилось согласовывать с ЦК КПСС. Против реформы
выступил бюрократический аппарат, поддержанный Брежневым. К середине 1970-х гг.
реформа была свернута. Страна все больше вывозила нефть, газ, электроэнергию,
превращалась в сырьевой придаток мировой экономики. Начался ввоз зерна,
продуктов, товаров народного потребления, возникла «теневая экономика».
Огромные средства вкладывались во внешние займы многих стран. Отставание
экономики прикрывалось лозунгами внедрения достижений НТР, интенсификации
производства, борьбы за качество и экономию. Единственным сектором экономики,
активно использовавшим достижения НТР, являлся военно-промышленный комплекс
(ВПК). Страна деградировала, и только в ВПК вкладывались необходимые ресурсы.
Все больше отставало
сельское хозяйство, снижалась урожайность. При уборке, хранении и перевозках
сельхозпродуктов были огромные потери. В 1982 г. была принята
«Продовольственная программа», рассчитанная до 1990 г. Но все принимаемые
решения оставались на бумаге, слово расходилось с делом. Резко снижались
уровень и продолжительность жизни. Складывался, как говорили в конце 1980-х
гг., «механизм торможения», страна шла к стагнации, когда показатели
производства стремятся к нулю и наступает кризис.
Идеологической основой
деятельности брежневского руководства была концепция «развитого социализма»,
разработанная в 1960-е гг. и обнародованная на XXIV съезде КПСС в
1971 г. Констатировалось, что в СССР сложилось общенародное государство с
высоким экономическим потенциалом и полным господством государственной
собственности, единством советского народа, возросшей ролью партии,
превратившейся в «партию всего народа». Все эти установки прикрывали
замораживание роста уровня жизни, падение нравов, очковтирательство, политику
награждений и восхвалений. Усиливалась политическая демагогия, которую проводил
идеологический руководитель партии М. А. Суслов. Со второй половины
1960-х гг. были приглушены, а затем запрещены критика культа личности Сталина и
разоблачения практики государственного террора в сталинский период
(«ресталинизация»). Был свернут процесс реабилитации репрессированных в прежние
десятилетия. Создавались новые министерства, ведомства. В результате
численность бюрократического аппарата, поглощавшего около половины
государственного бюджета, постоянно возрастала. Развивалась коррупция. Однако
внешне жизнь общества становилась размеренной и спокойной.
В 1977 г. концепция
«развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции СССР.
Конституция зафиксировала создание «общенародного государства», отметила
расширение демократизма. Как и в Конституции 1936 г., упор делался на
провозглашение социальных прав граждан, список которых стал шире: право на
труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также
пенсионное обеспечение и жилище. Реальная политическая власть оставалась у
партии. Статья 6 Конституции закрепляла руководящую роль партии как ядра
политической системы. Партийные органы подменяли собой государственные: списки
кандидатов в депутаты корректировались парторганами, законы, подготовленные
«сверху», принимались единогласно. Конституция оказалась фиктивным документом,
носила декларативный характер.
18 лет руководства Брежнева
привели государство к состоянию развала. Тоталитарное общество вступило в
период глубокого кризиса. Политическую жизнь страны первой половины 1980-х гг.
лихорадила частая смена высшего руководства. В январе 1982 г. умер главный
идеолог партии М. А. Суслов, в ноябре того же года –
Л. И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС, а через полгода и
председателем Президиума ВС СССР стал бывший председатель Комитета
государственной безопасности (КГБ) Ю. В. Андропов. Он провел кадровые
перестановки в партийных структурах, отстранил от работы руководителей,
замешанных в коррупции. Но в феврале 1984 г. он ушел из жизни. На высших
постах оказался К. У. Черненко, состояние здоровья которого было не
лучше, чем у предшественников. Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых
общественная жизнь почти замирала. В марте 1985 г. состоялись новые
похороны и новый передел власти. 20 лет (1964–1984 гг.) стали для СССР
периодом упущенных возможностей, когда страна окончательно отстала от передовых
государств мира.
//-- Внешняя политика в 1964–1984 гг. --//
Внешняя политика в этот
период характеризовалась двойственностью: с одной стороны, – борьба за
мир, а с другой, – стремление подчинить своим политическим принципам
социалистические страны, военное вмешательство в дела суверенных государств,
продолжение гонки вооружений. В августе 1968 г. вооруженные силы
государств ОВД во главе с СССР разгромили в Чехословакии народное выступление
за самостоятельный путь развития. Концепция дозволенности вмешательства во
внутренние дела социалистических стран и ограничения их суверенитета получила
название «доктрина Брежнева». Этот курс предполагал также контроль над
экономикой стран СЭВ под видом «интеграции труда». В 1980 г. в Польше
произошли народные волнения под руководством профсоюза «Солидарность», однако
повторного военного вторжения удалось избежать благодаря действиям польского
главы государства генерала В. Ярузельского.
Усиливались разногласия
между СССР и КНР. На советско-китайской границе происходили вооруженные
столкновения, самым крупным из которых был конфликт весной 1969 г. на о.
Даманский. Отношения между двумя странами нормализовались лишь после смерти Мао
Цзэдуна и Брежнева.
В 1971 г. советским
руководством выдвинута «Программа мира», в которой предлагалось сократить
военные расходы, обеспечить европейскую безопасность, заключив договоры о
запрещении ядерного, химического, бактериологического оружия. В 1975 г.
СССР принял участие в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в
Хельсинки. 1 августа этого года 33 страны-участницы, в том числе и СССР, а
также США и Канада подписали Заключительный акт. Этот документ стал важным
результатом разрядки международной напряженности и содержал принципы взаимного
уважения во внешней политике и соблюдения прав человека. Эти принципы в 1977 г.
были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств
с различным общественным строем. Последующие встречи участников хельсинкского
Совещания стали называть Хельсинкским процессом, или движением ОБСЕ
(Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
В 1972 г. СССР и США
подписали договор ОСВ-1 (ограничение систем противоракетных установок и
временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений).
В этом же году подписан договор по противоракетной обороне (ПРО). В
1973 г. подписано Парижское соглашение о прекращении войны во Вьетнаме,
развязанной США. В 1974 и 1976 гг. подписаны два договора, касающиеся
ядерных испытаний – Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия
и Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях. В 1979 г. подписан
договор ОСВ-2 об ограничении стратегических наступательных вооружений.
Установился военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США.
В начале 1980-х гг. СССР
выступил с рядом мирных инициатив, однако предложения расходились с действиями.
В СССР увеличились ассигнования на оборону, продолжались вмешательства в дела
других стран. В этот период советские войска находились в Европе, Сирии,
Анголе, Мозамбике, Эфиопии. В декабре 1979 г. начался ввод советских войск
в Афганистан под лозунгом «интернациональной помощи» и защиты демократических
сил. За 10 лет война в Афганистане унесла 17 тыс. жизней советских солдат
и офицеров. Международный авторитет СССР был значительно подорван.
//-- СССР во второй половине 1980-х
гг. --//
В марте 1985 г., после
смерти Черненко, руководителем партии был избран М. С. Горбачев.
Председателем Президиума Верховного Совета, т. е. главой государства, стал
бывший министр иностранных дел СССР А. А. Громыко. Председателем Совета
министров СССР с осени 1985 г. назначен Н. И. Рыжков. В
1988 г. М. С. Горбачев стал одновременно руководителем партии и
государства. Период, когда Горбачев находился во главе государства, получил
название «перестройка».
На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г.
было объявлено о проведении в стране масштабных реформ с целью изменения
общества. Реформы намечалось проводить в ряде сфер, в том числе в экономике.
Этот курс воплотился в плане 12-й пятилетки (1986–1990 гг.) и получил
название «курс на ускорение социально-экономического развития». Ускорение
понималось как повышение темпов экономического роста на базе
научно-технического прогресса за счет повышения производительности труда,
интенсивного развития.
Первыми перестроечными
законами стали постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и
закон «О госприемке». Но антиалкогольная кампания провалилась, а введение
госприемки привело к очередному росту бюрократического аппарата. 26 апреля
1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС, что стало мрачным символом
катастрофы, надвигающейся на общество и государство.
Идея перевода жесткого
централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную,
товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции
перестройки. Первым шагом к рыночной экономике стал Закон «О государственном
предприятии (объединении)» 1987 г., предоставивший значительные права
предприятиям и трудовым коллективам. Но центральный аппарат управления не хотел
уступать своих прав. В это время большинство производимой продукции государство
включило в государственный заказ (госзаказ), вывело из свободной продажи,
лишило предприятия свободы самофинансирования. В 1988 г. были приняты еще
два закона, направленные на развитие коллективного и частного предпринимательства:
закон о кооперации и закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Затем
с конца 1989 г. по 1991 г. было принято более ста законов,
постановлений и т. п. по экономическим вопросам, но большинство из них не
работало. Принимаемые меры не могли поднять экономику, так как были основаны на
старых принципах социализма. Реальные доходы населения стали падать. В стране
начался острый дефицит всех товаров. Цены на них стали возрастать. Благодаря
гласности, курс на которую был провозглашен в 1987 г., население осознало
свою отчужденность от результатов собственного труда. Трудящиеся вышли на улицы
с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок, начатая
шахтерами, которые заявили на своем съезде, что не считают КПСС партией
рабочего класса.
Первоначально же общество восприняло реформы с энтузиазмом, большинство
населения поддерживало требование перемен. Происходило омоложение руководства
партии и государства, выдвинулись Н. И. Рыжков (председатель Совмина
СССР), Э. А. Шеварднадзе (министр иностранных дел СССР),
А. Н. Яковлев, Б. Н. Ельцин, А. В. Собчак и др.
Комиссия при Политбюро ЦК КПСС во главе А. Н. Яковлевым возобновила
работу по реабилитации репрессированных. Все чаще наряду со словом «перестройка»
стали употреблять слово «демократизация». С началом демократизации общества и
политики «гласности» произошло переосмысление истории советского общества.
Средства массовой информации стали играть большую роль, всем без исключения
предоставлялось право открыто высказывать свои мысли. Итогом развернувшегося
курса на гласность стало духовное и идейное раскрепощение общества. Перестала
подвергаться государственным ограничениям деятельность церкви.
Летом 1988 г.
состоялась XIX партийная конференция. На ней развернулась острая борьба мнений
по поводу перестройки. В рядах КПСС произошел раскол. По предложению
М. С. Горбачева учреждался новый орган власти – Съезд народных
депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет,
превращавшийся в действующий парламент. В союзных республиках образовывались
такие же государственные структуры. В мае – июне 1989 г. состоялся первый
Съезд народных депутатов СССР, затем избран Верховный Совет СССР во главе с
М. С. Горбачевым. Председателем Верховного Совета РСФСР в мае
1990 г. стал Б. Н. Ельцин.
Во второй половине 1980-х гг. СССР
предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных
отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного
авторитета Советского Союза. В августе 1985 г., в сороковую годовщину
ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытания ядерного
оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В качестве
ответной меры руководство США лишь пригласило представителей СССР
присутствовать на своих ядерных испытаниях. В апреле 1987 г. мораторий был
отменен.
Однако отношения с США
значительно улучшились, прошло несколько встреч М. С. Горбачева с
президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем-старшим. В 1987 г. в
Вашингтоне подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
(РСМД), летом 1991 г. – о значительном сокращении и ограничении
стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Налаживались отношения со
многими странами, в том числе с Китаем. Отказ от применения военной силы, вывод
войск из Афганистана (февраль 1989 г.) способствовали нормализации
международной обстановки.
В мае 1987 г.
Политический Консультативный комитет стран Варшавского договора по инициативе
советского руководства принял «Берлинскую декларацию» об одновременном роспуске
ОВД и НАТО и в первую очередь их военных организаций.
После 1989 г.
в социалистических странах шло возрастание антисоветских и
антисоциалистических настроений, переросшее в серию революций в
восточноевропейских государствах. В 1990 г. перестала существовать ГДР,
войдя в состав ФРГ. В ходе революций компартии были отстранены от власти.
Пришедшие к власти национально-демократические силы государств Восточной Европы
взяли курс на сближение с НАТО и организацией Общего рынка (будущим
Евросоюзом), потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий.
Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД. Границы стран
Восточной Европы оказались открытыми для массированного проникновения
западноевропейских товаров и капиталов.
Новые инициативы во внешней
политике СССР имели как положительные, так и отрицательные последствия. К
началу 1990-х гг. прекратилась «холодная война», в лучшую сторону изменилась
обстановка в мире, окончательно рухнул «железный занавес», расширились
международные связи. В то же время в обмен на грандиозные односторонние уступки
администрация Горбачева рассчитывала на «добрую волю» стран Запада,
политическую и финансовую поддержку. Однако серьезной финансовой помощи не
последовало. Бывшие союзники СССР по соцлагерю проявляли враждебность к СССР и
устремлялись в НАТО