Философия в истории европейской культуры
Конспекты лекций
Оглавление
Тема 1. Философия. Её предмет и специфика.
Тема 2. Возникновение древнегреческой философии.
Тема 3. Развитие греческой философии.
Тема 4. Философия в средневековом обществе.
Здесь собраны конспекты лекций, прочитанных Олегом Викторовичем Марченко в весеннем семестре 2015 года. Публикация предназначена для подготовки к зачёту по данному курсу. Все темы, освещённые на занятиях, кратко излагаются здесь в соответствующем порядке. Порядок и полнота изложения материала в данных конспектах могут незначительно меняться из года в год. Однако значительная часть материала, входящего в программу, так или иначе охвачена данным сборником. Программа курса на сайте кафедры (https://mipt.ru/education/chair/liberal_arts/courses/culture/a_4suzzh.php) содержит большее количество тем, чем было прочитано на лекциях нашему курсу, поэтому я прошу всех посещающих данный предмет прислать мне конспекты лекций по темам, которые нам Олег Викторович не успел прочитать, – я помещу их в этот сборник.
Скажу несколько слов о данном курсе с точки зрения раздолбая. Заданий в течение семестра немного: у нашего курса их было два. Первое – эссе по «Апологии Сократа», второе – письменные ответы на два вопроса по программе курса. «Апологию» рекомендую прочитать заранее. Задания выполняются дома и сдаются в письменном виде. Оценивает преподаватель весьма лояльно: при мне никому ниже отл(8) не ставил. Десятки почему-то тоже не ставит никому. Сдачу заданий лучше не задерживать (сам Олег Викторович угрожает поставить незачёт тем, кто не сдаёт вовремя), хотя мне известен случай, когда студент сдал все письменные работы в день выставления зачёта и получил отл(9). По непроверенным источникам, могут быть письменные контрольные во время занятий. У нас их не было. Рекомендую приходить на пары отмечаться, поскольку не посещающих занятия кафедра может не допустить до зачёта. Сам же преподаватель посещаемость не учитывает. Впрочем, занятия рекомендую посещать и по другой причине: рассказывает Олег Викторович очень интересно, с большим количеством неожиданных и познавательных отступлений, его легко и приятно слушать.
Выражаю благодарность Александре Зендриковой за дополнения к теме 2 и администратору сайта «Операция «Раздолбай»» Павлу Кукушкину за публикацию сборника на сайте.
Влад Шлоссер
Рубеж 7 – 6 вв. до н. э. – возникновение философии.
Древние проявления культуры (10 000 – 100 000 лет назад):
· различные формы хозяйства
· политическая жизнь
· правовые формы
· религия
· искусство
Философии нет среди древнейших форм культуры. Нет цивилизаций, в которых не было указанных проявлений культуры.
Философия появляется в трёх цивилизациях: Древняя Греция, Египет, Китай – в каждой автономно. Более нигде философия не возникла. Другими цивилизациями впоследствии заимствовалась. В частности, римляне, захватившие Грецию, признали превосходство греческой культуры и стали её перенимать, в том числе – заимствовали философию. Римская философия продолжает идеи греческих философов; римляне философствовали на греческом языке до того, как греческие книги были переведены: латынь была недостаточно развита.
Язык предоставляет ресурсы мышления.
На Русь философия приходит вместе с христианством из Византии: наследование греческой философии.
Философия – культурное излишество, поздний культурный продукт; она не была необходима в развитии большинства культур, но стала важной частью культур после заимствования.
Возникновение философии в данной культуре – переломный момент в её истории.
Философия: jilew + sojia – «любить, стремиться» + «знание, умение, мастерство». «Любомудрие».
Это слово придумал Пифагор, один из первых философов.
«Кружок любомудров»: Одоевский (автор первого русского философского романа «Русские ночи»), Виневитинов – организация в 1810-х – 1820-х гг., «архивные юноши». Любомудры, а не философы: слово «философ» ассоциировалось с французскими мыслителями (Вольтер, Дидро и др.) и их школой. Любомудры противопоставляли себя французским философам, поддерживая новую немецкую философию.
Пифагор – античный «полубог» в представлении современников.
Для греков божественность связана с прекрасным внешним обликом (напр., Александр Македонский). Проблема распространения христианства: нет описаний и изображений внешности Христа. Эллинистическое сознание, будучи эстетизированным, не могло принять образ «униженного» Бога и окружающих его «убогих».
Пифагор: «Человеку не гоже именовать себя мудрецом» (только бог обладает Софией).
Со времён Пифагора возникает движение значения слова «софия» в сторону более масштабного – от знаний ремесленника, мастерства к знанию о том, как всё устроено. София – премудрость Божья (храм Святой Софии в Константинополе). Храмы Софии в Полоцке, Новгороде, Киеве – главные на Руси после крещения.
Взрослый человек в любой культуре и так знает всё важное.
Культура – совокупность норм, правил, ценностей, поведенческих кодов и др., разделяемых и наследуемых представителями данного общества. Культурная аксиоматика.
Культура формирует взрослого человека – разделяющего культуру представителя общества, имеющего ответы на наиболее важные вопросы (например, из религии).
«Нормальный» человек – репрезентативный член общества. Он не ставит базовых мировоззренческих вопросов, уже имея ответы на них из культурной аксиоматики. В этом отличие философа: задумываясь над базовыми вопросами, он ищет на них свои ответы: разрыв между философом и обществом.
Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю». Знание не выработано усилиями критически ориентированного разума. Точка учёного незнания – осознание человеком неудовлетворительности своих представлений. Точка учёного незнания – начало пути философа к Софии – нарушение нормы.
Пифагор: «Философ – это тот, кто не суетно всматривается в природу вещей, уподобив себя зрителю, а мир – зрелищу». Природа вещей – их сущность.
Театр – неотъемлемая часть греческой культуры, излюбленное развлечение и удовольствие. Театр был в каждом городе. Поэтому Пифагор в своём определении философия использует актуальные, понятные всем образы зрителя и зрелища.
Дистанция между зрителем и сценой предоставляет видение целостной картины. Аналогично, философ дистанцируется от «нормальных» людей.
Платон и его ученик Аристотель – величайшие философы античности. Платон преимущественно генерировал, пересматривал идеи; Аристотель преимущественно систематизировал знания.
Исламская философия наследует греческую. Авероэс (Ибн-Рушд) – исламский мыслитель из Кордовы. Автор комментариев к Аристотелю («Поэтика» – трактат об искусстве, эстетической проблематике, театре). В «Поэтике» часто употреблялись слова «трагедия» и «комедия», нетеатральные с точки зрения нетеатральной исламской культуры. «Трагедия – речь, в которой возносится хвала Аллаху…», «Комедия – речь, в которой высмеиваются жалкие пороки» – комментарии, данные Авероэсом после того, как он услышал рассказ купца о христианском театре. Неточная интерпретация – следствие несовпадения культурных аксиоматик. Комедия и трагедия – не речь, но разыгрывание истории, по отношению к которой зритель занимает дистанцирующее положение, в отличие от книги (мусульмане не понимали назначения театра: «Зачем смотреть? Нужно прочитать Коран»).
Свойство философии – театральное мироощущение. Греция, Индия, Китай – театральные культуры.
В определении философа по Пифагору «не суетно» означает: в отрыве от суеты на «сцене» жизни – желаний, целей, страстей, вожделений «нормальных» людей. Единственная страсть философа – видение целостности.
Человек на сцене не видит сцену целиком. Сектор видения человека в социуме определён его желаниями, интересами. Видение избирательно. Не суетный взгляд даёт неограниченность, неизбирательность видения.
Прояснить суть вещи – указать место этой вещи в структуре целого. Необходимо созерцать целое.
Я не на сцене – я весь зрение – я не вполне живу, я странно живу (жизнь – суета).
Сущность вещи познаётся лишь в контексте целостной структуры: невозможно понять, что такое фигура «конь», не зная правил шахмат.
Строго говоря, место зрителя занимает лишь Бог (боги). Философ – «одной ногой на сцене, другой – стремится к месту зрителя».
Культура устроена так, что дистанцирование осуществить сложно. Отсюда – необходимость особой жизненной стратегии философа:
а) Пифагорейская школа – одно из первых философских обществ. Строгий ритуализированный образ жизни, «жизнь созерцательная» (термин Пифагора). Пифагорейская школа – прообраз научно-исследовательских институтов. Замкнутое общество, строгий отбор, обеспечение всех материальных потребностей для освобождения времени, необходимого для созерцаний и размышлений – жизненная стратегия философов, предложенная Пифагором.
б) Гераклит Эфесский. Стратегия – отшельничество, уединение от суетной жизни.
в) Сократ: «В спорах рождается истина». Сократ постоянно общался с большим количеством людей, с которыми вёл беседы о философских проблемах. Начиная диалог с бытовых проблем, Сократ ставил всё более глубокие вопросы.
Все философские сочинения носили название «О природе». Произведения древнейших философов не сохранились и на настоящий момент представлены во фрагментах, взятых из более поздней литературы.
Предмет философии – совокупность существующего, сущее как таковое, БЫТИЕ.
Миф, религия, искусство – другие формы культуры, направленные на познание бытия. Иначе – наука: она изучает не бытие в целом, а его отдельные части, отсюда – множество наук. Исторически философия возникла сначала, науки отделились от неё позже.
Метод – по-гречески «путь».
Метод философии – рациональное размышление. Деятельность философа – создание логически непротиворечивой модели бытия. Если философ (как и учёный) ошибается, то это ошибка внутри рационального ряда. По методу философия и наука близки и радикально отличаются им от предшествующих форм: в мифах и религии модель бытия не логическая, не рациональная, смысл дан во внелогических формах. Возникновение метода философии – эволюция мышления.
Философ изобретает рациональный язык описания бытия как такового, способ рационального мышления – способ мыслить нечто по-другому: философ – изобретатель.
Язык рационального описания – понятийно-категорийный. Понятия язык философии заимствует из «бытового» языка. Понятие – терминированное слово. Термин – слово, значение которого введено в определённые пределы: из всех значений выбрано одно, которое стабилизируется (пресекается «игра» различных значений), остальные значения отсекаются.
Цель философии: философия нужна для себя самой. Автономное знание – ради самого знания. Философия – излишество. Предшествующие формы знания имевют практическую цель. Философия – игра интеллекта, реализация свободы мышления (мышления по-другому).
Аристотель: «Многие науки полезнее философии, но прекраснее нет ни одной».
Цель философии за всю её историю не менялась. Будущее философии открыто.
Факторы, способствующие появлению философии:
1) социально-экономические
2) гносеологические
Гносеология (гносис – знание) – наука, учение о познании.
Гносеологические факторы – формы знания, существовавшие до философии (мифы, легенды, элементы точных знаний и др.).
а) Философия возникает в эпоху развитого рабовладения (7 – 6 вв. до н. э.). Рабский труд предоставляет решение материальных проблем. В греческом обществе сформировалось пренебрежительное отношение к физическому труду как к занятию рабов. Элитизация умственного, организационного труда.
scolh́ (схоле) – досуг; «время, принадлежащее только мне». scolh – признак и достояние свободного человека. Раб не имеет scolh.
Общественная деятельность – почётное занятие. Литургия – «общее (общественное) дело по-гречески.
scolh – время заботы о себе: забота о теле (палестра, гимнасий), забота о душе. scolh –воспитание, формирование, ваяние. Душа формируется в соприкосновении с прекрасным: природа, искусство. scolh – обучение рисованию, игре на музыкальных инструментах (флейта, кифара), пению, стихосложению; беседы с умными людьми: грек подбирает себе небольшой круг людей, уважающих друг друга, считающих друг друга умными, интересными. Симпосион («пиршество») – название такой формы общения. Разговор, абстрагированный от жизненно-бытовой прагматики, посвящённой общечеловеческим, обобщённым проблемам. Вероятно, философия зарождается в симпосионах. Некоторые из первых философских трудов излагались в форме симпосиона.
б) Философия возникает в эпоху колонизации. Неблагоприятные условия для земледелия делают греческую культуру колонизаторской. Колонизация, но не завоевание. Основание колонии на берегу моря в обмен на дары местному населению, торговля. Колонисты – самые энергичные, предприимчивые жители полиса. Жизнь в колонии более динамична. Колония – место соприкосновения с опытом иной культуры. Опыт взгляда на свою культуру, дистанцирования. Философия возникает в колониях (побережье Малой Азии, современная Турция).
в) Политизированная жизнь в Греции. Существовало около 100 полисов. Вариативность культуры: «мы все греки, но мы разные, а они (другие народы) – варвары, это нормально». Демократия в Греции – народовластие, выбор прямым голосованием на короткие сроки.
Ανθρωπος ιδιωτικος («антропос идиотикус») – замкнутый, не интересующийся политикой, делами полиса человек.
Открытая публичная политическая жизнь. Около 100 – 150 тыс. человек в Афинах, около 20 тыс. участвуют в выборах, политике.
Массовый опыт вариативности вследствие политизированности. Необходимость аргументации речи приводит к возникновению рационального рассуждения – метода философии.
Мифы – система повествований. Религия – контакт со сверхсуществом; жречество. Миф – мощная, гармоничная картина мира, где даны ответы на все коренные вопросы; тотальная форма мировидения. Человеку в ней очень уютно. Миф – это такая картина, по отношению к которой человек не может занять позицию постороннего наблюдателя.
Миф статичен. В древности социальное время течёт медленно: длительные состояния, мало изменений, боязнь нового, воспроизведение образца. Миф обеспечивает неторопливость, но всё же меняется вместе с жизнью. Греческий миф эволюционировал быстрее, чем у других народов.
Хтонические мифы – древнейшие. Культ матери-земли. Земля – исконна, изначальна. Преобладают чудовища – могущественные существа (страх перед непреодолимыми силами природы). Источник мифов – механизм олицетворения сил и явлений в сознании древнего человека. Безобразное – непостижимый древний страх. Хтонический миф сменяется олимпийским мифом.
Олимпийские мифы – мифы о богах, телесно совершенных существах. Красота – свобода. Боги, в отличие от чудовищ, - существа светлые, но не добрые, скорее равнодушные.
Пространство – базовая матрица для абстрактных понятий. Для древнего мира время осознаётся пространственными образами.
«Прошло время и воцарились олимпийские боги». Сюжет победы богов над титанами, любование богами – признак большей свободы греческой культуры и мифологии по сравнению с другими.
Боги телесны, в некоторой мере уподоблены людям, связаны с объектами зримого мира (Афина благоволит городу Афины и т.п.).
Религиозно-мифологический комплекс – единство мифа и религии. Духовенство (жречество) – посредники между людьми и богами. Жрецы, как правило, избирались. В Греции жрецы были отстранены от идеологического, нравственного контроля за обществом.
Религиозное сознание греков двойственно: две разных религии наслаивались друг на друга. Первая – «олимпийская религия» – связана с олимпийскими богами, вторая – религия мистерий («мист» – тайна), тайная религия.
В отличие от первой, с которой связано множество сохранившихся памятников, о второй известно мало. Тайные культы, неофициальная религия. Религиозные действа на специальных алтарях за пределами городов. Дионисические мистерии (Дионис – одновременно олимпийский бог и объект тайного культа), орфические мистерии (орфические - от имени Орфея), культ Деметры. С некоторого момента большинство свободных греков, участвуя в «официальной» олимпийской религии, в то же время были причастны к религии мистерий (как масонство в Российской Империи). Мировоззрения в пределах двух религий не одинаковы. Мистерийное общество закрыто и элитарно.
Олимпийская религия – демонстрация, формальное действие, радостное состояние, «официальный праздник». Мистерии – радение, достижение экстатического состояния (экстасис – выход за пределы). Мистерийное мировидение более духовно.
Страдание фундаментально. Тело – тюрьма. Смысл жизни – выйти из круга. Учение о переселении душ. Перерождение (жизнь в теле есть страдание).
Пифагоризм. Числа правят миром, числа как боги. Предел – чистый интеллект.
Мистерийное мировоззрение, его вариативность – предпосылки возникновения философии.
Древнегреческая литература. Гомеровский мир – статичная картина мира, существовавшая к началу возникновения философии. Особенность – красота, эстетика. Гомер чаще других употребляет слово «прекрасный» (посчитано). Панэстетизм. Прекрасное – там, где есть мера. Красота – устроенность, упорядоченность, структура (как в учении Пифагора). Космос по-гречески – упорядоченный, украшенный.
Идея Гомера – изобразить мир как целостную, упорядоченную структуру. Отсюда – размеренность, последовательность во всех описаниях, от сцен Олимпа до боевых действий. Повествование всегда спокойное, неторопливое, растянутое: автор любуется каждой сценой и каждой деталью. Действие разбито на статичные картины, наблюдаемые со стороны. Словесное изображение подобно созданию статуи. Фигуры статичны и пластичны. Зрительные образы преобладают: греки прежде всего видят. У Гомера визуальные картины настолько детальны, что могут быть нарисованы без добавлений.
Контраст культур: в Библии нет ни одного описания внешности, портреты всех персонажей часто состоят из одного слова («…ибо она была красива…» и т.п.). Детали внешнего вида всегда существуют как мотивация сюжета (присутствие той или иной детали внешнего облика всегда сопровождается её участием в сюжете). Действие преобладает над прочими аспектами повествования. Редукция визуальности.
Греческое мировидение, иудейское мироощущение.
Исключение – «Песнь песен» в иудейской Библии, содержащая множество подробных эротических описаний: «О, как прекрасна ты, моя возлюбленная…». Описания не визуальны: «стан твой, как пальма», «шея твоя, как башня в Дамаске». Образ исключает визуальное представление, понятия здесь динамические: стан гибкий, как пальма; шея вызывает восхищение и гордость, как башня.
Различие текстов демонстрирует различие пониманий мира в рамках разных культур.
Философы переносят эстетику мира на почву онтологии.
Троянских войн было две, Троя и Илион – разные города. События войн переплелись в сознании народа. Гомер выстроил предания о войнах в структурированное целое.
Характерная черта гомеровского повествования – двойная мотивация. Дела богов и людей в единой сюжетной линии.
Миф о яблоке раздора – первое описание конкурса красоты.
События связаны в непрерывную причинно-следственную цепочку, соединяющую события на Олимпе и на Земле. Цепь начинается с одного события, остальные – его следствия. Первое слово в Илиаде – гнев – обозначает это первоначальное состояние. Гнев – движущая сила поэмы, связь между эпизодами.
Причинно-следственную цепь Гомера философы превратят в онтологический принцип.
Гесиод. 7 в. до н. э. 100 лет после жизни Гомера, около века до возникновения философии. Поэт-крестьянин. Две поэмы: «Труды и дни», «Теогония».
«Труды и дни» – сельскохозяйственный эпос, подробное описание сельскохозяйственных работ в стихах в духе Гомера, написанное в назидание брату – неумелому земледельцу.
Соревновательность – одна из основ греческой культуры. Легенда о состязании между Гомером и Гесиодом. Народное сознание присуждает победу Гесиоду – мотив победы жизни над смертью, созидания над разрушением.
В «Трудах и днях» Гесиод высказывает центральную идею: у всего должно быть своё место. Принцип справедливости. Хозяйственный эстетический принцип философы превращают в бытийный: космическая справедливость (у всего во Вселенной есть своё место; если равновесие нарушено, оно будет установлено).
«Теогония» – поэма о возникновении мира. Первоначально существует Хао́с – зияние, буквально «пасть». Затем происходит первичное структурирование: Хаос делится на Уран (небо, мужское начало, светлое) и Гею (земля, женское начало, тёмное). В священном браке Урана и Геи рождаются боги – появляются стихии. Идея последовательности – причинно-следственной цепочки.
Литература – гносеологическая предпосылка возникновения философии.
Точные знания. Счёт, астрономия, сельское хозяйство и др. Греки преимущественно заимствовали элементы точных знаний у более древних народов (египтяне – математическое, геометрическое знание как решение практических задач хозяйства: ирригация, строительство; вавилоняне – астрономическое знание: религия с обожествлением небесных светил).
Практическое знание, возникающее при решении конкретных задач, заимствовалось греками как таковое, безотносительно применения на практике. Мир чисел, мир геометрии рассматривались как автономные, интересные сами по себе. Знание переходит в сферу теории. Знание ни для чего. Теория – феерия (разные произношения одного слова). Феерия – представление – театр. Теоретическая радость – от созерцания, постижения без практического применения.
Фалес Милетский в греческой традиции считается первым философом. Анаксимандр – ученик Фалеса, Анаксимен – ученик Анаксимандра. Милетская школа.
Во времена Анаксимена существовало несколько мест развития философии: пифагорейская школа, Эфес (школа Гераклита) и др.
arch́ (архэ́) – первоначало, первооснова, первичный фундамент, принцип – нечто единое, служащее источником многообразия сменяющих друг друга циклических состояний. То, из чего всё развернулось для того, чтобы снова сворачиваться и разворачиваться в бесконечном цикле. Пример: смена лет и времён года. Мир вечен, потому что вечно arch́. Сущее – превращения, варианты, способы существования единого первопринципа arch́.
Вопрос об arch́ исследовал Фалес. Он предположил, что первоначалом служит «вода», жидкость вообще, жидкое как таковое. Анаксимен назвал первоосновой «воздух», газообразную стихию. О рассуждениях Фалеса практически ничего не известно, но об Анаксимене мы знаем, что он избрал наиболее разреженную форму существования материи, которая, уплотняясь и сгущаясь, рождает окружающие нас тела (небо, тучи, молнии, воду, земную твердь). Разреживаясь, тела снова обращаются в «воздух». Связь количественных (степень сгущения) и качественных характеристик. Гераклит предположил, что arch́ – это «огонь», наиболее изменчивая стихия (не процесс горения). Также были предположения о первичности «земли», стихии-тверди.
5 в. до н. э. Эмпедокл. Учение о четырёх первоначалах. Смешение первоначал в различных соотношениях (учение о пропорции заимствовано у Пифагора). Последовательность возникновения первооснов значения не имеет.
Почему первоначала (стихии, элементы) смешиваются? В картине мира необходима ещё одна сущность, объединяющая четыре первоначала. Гераклит Эфесский: «Всё течёт, всё изменяется». Существующее – поток, процесс. Нет одинаковых состояний («в одну реку нельзя войти дважды»). Всё постоянно меняется с разными скоростями. Изменение обладает пиком, после которого обращается в умаление и «гибель». Постоянным среди всего изменения является «огонь», сама стихия изменчивости.
Гераклит: «Этот мир, единый для всех, не создан никем ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым Огнём, мерами разгорающимся и мерами затухающим».
Процесс «движения» не хаотичен. Формы существования связаны друг с другом.
Где есть мера, закономерность, там есть взаимосоотнесённость частей друг с другом и с целым. Пример: мелодия, состоящая из тактов. Членораздельность, структура.
Мера, закономерность => взаимосоотнесённость, членораздельность => смысл.
Необходимо увидеть смысл.
LogoV (логос) – общая закономерность, которой всё подчиняется, «разум» мира, Смысл, Слово (выраженный смысл; речь; суждение, в т. ч. математическое уравнение; тезис; учение). Разумная организация действительности. У Гераклита миром правит огненный логос – разумный огонь. «Душе присущ самовозрастающий логос». Душа разумного, мудрого человека – «сухая и горячая». Разумное начало человека постигает разумное начало мира.
Природа: греч. jusiV, лат. natura. Философы, изучающие природу, – натурфилософы.
У Гераклита начало, движущее первоначалами, – логос; у Пифагора – число.
Nous – ум – «космический разум» –сила, приводящая всё в движение у Анаксагора. «Космическое сердцебиение».
Эмпедокл: кроме четырёх элементов существуют две движущих силы: любовь – космический Эрос – и вражда. Любовь соединяет элементы, вражда разрушает структуры.
5 в. до н. э. Быстро возникает ряд конкурирующих концепций. Демокрит, современник Анаксагора и Эмпедокла, предложил новую идею: в мире существуют неделимые тела (atwmoV - атомы), существующие всегда (идея ограниченной возможности делить тела на части), и пустота. Атомы – arch́. Они не рождаются и не погибают, могут объединяться в структуры, сталкиваться и группироваться, движутся по определённым траекториям в пустоте. Над этим движением господствует случайность (не разумное начало!), а все события в мире предопределяются необходимостью на атомарном уровне. Атомы имеют различные формы. Демокрит утверждает, что форм атомов немного, поскольку утверждение об их неисчислимости не имеет исследовательского значения (ничего содержательного не влечёт). Он сравнивает атомы с буквами языка, вещи – со словами: из малого числа букв можно создать бесконечное множество слов.
Человек также обладает атомарной структурой, но, кроме того, обладает душой. Демокрит также мыслил душу набором атомов – очень редких. Вывод: нет бессмертия души. Мнение Демокрита о существовании богов точно не известно (сочинения существуют преимущественно в пересказах). Либо богов нет, либо они являются очень устойчивыми объединениями редких атомов.
В 5 в. до н. э. возникает новое направление в философии – софисты. Являясь философами «нового типа», они отвергают вопрос об устройстве мира и ставят в центр философской рефлексии другую проблему – человека и культуру.
Вопрос об устройстве природы софистам не интересен, поскольку мы, люди, ничего не может в нём изменить, как бы ни был устроен мир. Для древнего человека не существовало идеи об использовании природы для своей пользы, поэтому и натурфилософия была недооценена. Заниматься, по мнению софистов, нужно тем, что изменчиво по своей природе. Например, таким является человек как социальное существо. Отсюда проблемы для изучения: воспитание, образование, другие способы воздействия на человека или группу людей. Следовательно, нужно изучать красноречие и язык. Язык развивается по своим законам, но они, в отличие от законов природы, изменчивы. Аналогично, изменчивы государственные законы. Вообще говоря, предметом изучения софистов становится культура.
Софисты – буквально «учителя мудрости». Профессиональные учителя, предоставляющие необходимые в политике знания за деньги, делящиеся мудростью. Первые философы – «аристократы знания», софисты – «демократы знания».
Эпоха демократии. Незнатные люди рвутся к власти и для этого обращаются к учителям за необходимым знанием.
Предмет изучения софистов – nomoV (номос), «закон». Подвижные, релятивные законы социума. Софисты первыми изучают религию.
Объективное – существующее независимо от восприятия человека. jusiV объективен. В сфере jusiV находится абсолютная истина.
Сложность изучения nomoV - выбор критерия для сравнения субъективных общественных явлений. В сфере nomoV нет абсолютной истины, любая истина – субъективна, относительна.
Софисты – ораторы, учителя ораторского мастерства. Упражнением софистов было написание речей, доказывающих взаимоисключающие вещи одинаково убедительно («Двоякие речи»). «Выдавать правду за ложь».
Сократ занимался nomoV, но был уверен, что абсолютная истина существует. См. Платон «Апология Сократа». Защитительная речь Сократа в суде.
Когда было подано обвинение против Сократа, его ученики предложили ему обратиться к риторам – «адвокатам» для защиты, но Сократ отказался от этого предложения, как и от предложения заказать защитительную речь. Сократ предпочёл защищать себя сам.
Сократ мотивировал свой отказ от занятий натурфилософией так же, как софисты.
Платон – ученик Сократа. Создал универсальное учение, включающее в себя представление и о природе, и о человеке – синтетическое учение, целостное мировоззрение.
Платон – первый философ, чьи сочинения дошли до нас полностью. Полное собрание сочинений Платона – 4 тома, около 2 тыс. страниц в переводе на русский. До нашего времени дошло множество копий (списков) Платона.
Настоящее имя – Аристокл. Потомок афинских царей. Будучи аристократом, получил высококачественное образование. Был победителем гестимийских игр по борьбе, отсюда прозвище «Платон» – широкий. Пробовал заниматься драматургией. Известность Платону принесли работы в диалогическом жанре. «Апология Сократа» – единственное из философских произведений Платона не в форме диалога. Также известны 37 диалогов.
Платон основал школу, где обучал философии образованных людей, подобно Пифагору. Школа называлась «Академия» по названию местности. Академики – поклонники и ученики Платона. Платон завещал всё своё состояние на нужды Академии, которую после его смерти возглавляли ученики – она просуществовала более 900 лет и была закрыта в 529 году (одна из предлагаемых дат конца античности). Ученики Платона распространяли учение в Греции и во всём мире, поэтому сохранилось множество копий на разных языках.
· «Пир» – самое известное произведение Платона. Диалоги на философские темы во время застолья.
· «Федр» – беседа Сократа и Федра.
· «Федон» – последний день жизни Сократа, его последняя беседа и казнь.
· «Парменид»
· «Государство» – первая утопия в европейской литературе. Описание справедливого государства.
· «Кратил» – диалог и языке и мышлении.
· «Законы» – последнее произведение Платона. Единственное, где нет Сократа. Ещё одна версия идеального государства.
Сократ присутствует в качестве персонажа почти во всех сочинениях Платона.
Аристотель – ученик Платона, академик. Аристотель был одним из лучших учеников, Платон доверял ему обучение вновь прибывших академиков, несколько раз корректировал свои взгляды под влиянием критики Аристотеля. Аристотель и Платон изображены на фреске Рафаэля «Афинская школа» в центре. После смерти Платона Аристотель открыл свою школу, получившую название «Ликей». Аристотель – второй греческий философ, значительная часть сочинений которого (впрочем, меньше, чем у Платона) сохранилась. Учение Аристотеля отличает систематичность. Основной жанр – трактат. Многие тексты Аристотеля (например, его центральный труд «Метафизика») дошли до нас в виде записанных учениками речей.
Аристотель создал формальную логику, описывал животных и природу, писал трактаты об этике, политике, эстетике, теории литературы («Поэтика»), первый в истории трактат по риторике.
Александр Македонский – ученик Аристотеля.
Возникновение империи Александра Македонского – начало периода эллинизма. Разрушение полисной системы, царство с чертами восточного деспотизма.
Изменение мироощущения. В отличие от гражданина Древней Греции, воспринимавшего себя свободным и обладающим влиянием, свободный человек эпохи эллинизма чувствовал себя песчинкой, отстранённым от политики, глобальных событий и т.п. Изменение направления философии – изучение этических вопросов. Эллинистические школы, эллинистический римский период (более поздний).
Аристотелики, платоники, пифагорейцы, киники, стоики, скептики, эпикурейцы – философские школы, возникшие не позднее 3 в. до н. э. и существовавшие до конца античности.
Неоплатонизм (школа Плотина) – последняя античная школа (3 в. до н. э.), синтез аристотелизма, платонизма и пифагореизма в единой системе.
Интеллектуальная конкуренция.
Средневековье – приблизительно с 5 в.
Философия средневекового типа появилась до начала Средневековья. Её возникновение связано с распространением христианства: христианство появилось в 1 в., во 2 в. возникла философия средневекового типа (первые христианские мыслители). К концу 3 в. христианство становится преобладающей религией. Вскоре Рим принимает христианство и делает его государственной идеологией.
529 год – закрытие платоновской Академии.
Новое в христианстве: все древнейшие религии – этнонациональные (связаны с этносом генетически и по сути), как правило, они существуют лишь в пределах одного этноса, служат в качестве этнической идеологии; христианская проповедь обращена к каждому человеку безотносительно национальности – универсальная религия. Другие универсальные религии: буддизм (возник раньше христианства), ислам. Мировые религии.
Христианство – одна из немногих религий откровения (божество само открывает людям спасительные истины в священных текстах – религия книг). Индуизм – первая религия книг (Веды). Иудаизм (Библия). Священная книга – «слово Божье».
Идея монотеизма в христианстве и исламе происходит из иудаизма.
Формально, Бог христиан открывается не в книге, а в Иисусе Христе. «Я есть путь, истина и жизнь». По-гречески «Христос», на иврите «Мешах» (Мессия).
Первые христиане позиционировали себя как «новые люди» (Новый завет). Апостол Павел: «Для иудеев соблазн, для эллинов безумие, мы же веруем во Христа распятого».
Особенность христианской философии: истина уже открыта очевидным образом, поэтому цель философии – её защита (апологетика) и переложение на рациональный язык.
Распространение христианства среди образованных людей (получивших классическое образование в греко-римских школах). Они используют свои познания в философии и риторике для защиты христианской истины от гонителей.
Августин «Исповедь». Рассказ о пути к Богу, картина поисков истины на фоне автобиографического сюжета. Августин стал епископом и одним из крупнейших христианских мыслителей.
Апологеты находили в сочинениях античных философов бо́льшую близость в размышлениях о божественном к христианству, чем к язычеству. Ксенофан (5 в. до н. э., современник Пифагора) первым подверг критике олимпийскую религию: боги не могут быть антропоморфны; о вымышленности этих богов свидетельствует их сходство с их создателями; «сущее божество едино, мысляще…» Платон: есть космический «ремесленник» (греч. Демиург), непрерывно творящий мир. Аристотель: есть высшее, единое начало, причина причин – теос. Апологет Юстин Философ назвал этих мыслителей «христианами до Христа».
Проблема единства понимания христианства. Священное писание не предоставляет понятий, определений, категорий. Присутствуют исторические сказания, метафоры, символ, притчи (притчи использовал сам Христос для донесения своих идей). Задача интерпретации истин христианского учения в терминах, однозначно осмысливаемыми словами (в отличие от притчи, не имеющей точного значения) для создания единой системы взглядов. Желаемый итог – догматика (отличие христианства от ислама, иудаизма).
До́гматы – чётко сформулированные положения, правила веры. Используются понятия, методика которых разработана греческими античными философами.
Споры христианских мыслителей об истине и догматах.
Отцы церкви, патристика. Августин, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст (знаменитый оратор и проповедник, ученик языческой риторической школы), Василий Великий, Дионисий…
На каком основании церковь принимает догматы? Принятие формулировки требует признания её единственно верной для всех христиан. Вселенские соборы (с 325 г., Никея) – уникальный для христианства институт принятия догматов (неформально «съезд христианских депутатов»). Собрание епископов или уважаемых христиан, представляющих отдельные общины, для обсуждения организационных и вероучительных проблем. Некоторые соборы длились годами – до принятия единого решения, которое фиксировалось актами Вселенских соборов. На Соборе незримо присутствует Бог, помогающий принять истинное решение. Несогласие с принятыми на Соборе взглядами – ересь. Появление еретичества вследствие контроля над взглядами христианской церковью. Собор оставляет за собой право санкций против несогласных.
Соборы проводились приблизительно раз в полвека. Всего 8 соборов (последний в силу противоречия между западным и восточным учениями не признаётся в православии).
Центральные догматы христианства:
· Догмат о Пресвятой Троице. Уникальное для христианства учение о триединстве Бога. Формулировка: «Божество едино по сущности и троично по ипостаси» (слова сущность и ипостась заимствованы из греческой философии, в Евангелии их нет). Ипостаси равны по достоинству.
· Учение о боговоплощении. В определённое время, в определённом месте Бог – второе лицо Троицы – стал человеком. Иисус Христос – полностью Бог и полностью человек. Формулировка: «В единой личности Иисуса Христа присутствуют неслиянно и нераздельно божественная природа полностью и человеческая природа полностью».
С 11 века возникают школы высшего образования – студиумы. Университет – общество учащих и учащихся. Философия – обязательный предмет изучения. Факультет, на котором преимущество отдавалось философии, – богословский, теологический – считался главным.
4 факультета: теологический, медицинский, юридический (права), свободных искусств (тривиум: грамматика, риторика, диалектика – логика; квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
Схоластика – исследование богословия и догматики с точки зрения философии, аристотелевой логики.
Вывод: философия Средневековья – апологет и интерпретатор религии.